Главная » Гипсокартон » Колонки их назначение. Колонка - это что? Разнообразие и особенности понятий. Материал для изготовления колонок

Колонки их назначение. Колонка - это что? Разнообразие и особенности понятий. Материал для изготовления колонок

В наше время компьютер как персональный, так и переносной ноутбук занимает одно из лидирующих мест по сравнению с техникой окружающей нас в повседневной жизни. Компьютер нужен нам не только для работы, но для приятного время препровождения. У каждого человека существует свой комплекс приоритетов, но даже самый скрупулезный ученый зазнайка при написании очередной диссертации или научной статьи будет не против — послушать любимую музыку или же посмотреть документальный фильм на компьютере, но всем хорошо известно, что это не возможно, если на вашем персональном компьютере отсутствуют колонки.

Итак, перед покупкой нового компьютера или комплектующие на него перед каждым стоит не легкий вопрос, как правильно выбрать, а так же настроить колонки для своего компьютера. В наше время работа на компьютере без гарнитуры, а именно без наличия колонок практически не возможна. Колонки необходимы в компьютере для просмотра любимых фильмов или прослушивания музыкальных композиций, а так же для связи. Колонки чаще всего приобретают для домашнего досуга, а не для работы в офисе, ведь они скорее нужны нам для развлечений, нежели для работы. Отличной заменой колонкам могут служить наушники, с их помощью можно так же смотреть фильмы и слушать музыку, а так же общаться, но в некоторых ситуациях они не могут заменить блистательной акустики, которую дарят нам колонки, особенно если вы просматриваете фильм не одни, а в компании друзей или семьи. Итак, приобретая колонки, для компьютера следует помнить некоторые правила.

При выборе колонок, необходимо определиться, для каких именно целей они вам нужны, так как от этого будет напрямую зависеть акустический звук колонок. Если приобретая колонки вам не нужен сильный акустический звук, и вы не планируете громко слушать музыку, то в этом случае вам подойдут простые и не очень дорогие колонки. Для ценителей громкой музыки и почитателей отменного звука необходимо выбирать колонки с хорошей акустической системой, но и цена такого удовольствия будет высока.

Колонки для компьютеров в сравнении с другими типами разнообразных колонок отличаются своим компактным размером, а так же способностью подавлять магнитное излучение.

Колонки на компьютер бывают активными и пассивными. Активные представляют собой колонки со встроенным усилителем. А пассивные колонки в процессе работы требуют дополнительного питания, а так же подключение усилителя. Пассивные колонки в отличие от активных колонок стоят намного меньше, но при этом они звучат хуже.

Материал для изготовления колонок

Приобретая колонки для своего компьютера, стоит уделить существенное внимание материалу корпуса, ведь от этого напрямую может зависеть звук колонок.

Пластмасса

Колонки, корпус которых изготовлен из пластика будут стоить намного дешевле. К большому сожалению, такие колонки хоть и стоят дешевле звук они издают не очень качественный. А скорее искаженный. При громком звуке пластик корпуса может вибрировать и дребезжать, поэтому и звук получается не качественный.

Дерево

Такой материал как дерево для изготовления корпуса колонок является одним из самых лучших материалов. Дерево очень хорошо передает звук, но является очень дорогостоящим, поэтому колонки, изготовленные из древесины, являются не то что бы редкостью, просто их можно встретить в профессиональной акустической системе. Производители колонок для компьютеров пошли на некую хитрость и стали изготавливать корпуса из ДСП, МДФ или фанерных листов, так они становятся более доступные в цене. Приобретая колонки, следует тщательно их осмотреть, в них не должно быть лишних отверстий, они должны быть полностью герметичными, это может значительно ухудшить звук колонок.

Материал колонок может повлиять на качество звука только по минимуму, а главным критерием выбора колонок должны стать качественные динами, а так же хорошая и качественная сборка всех элементов колонки.

Основные характеристики колонок

Самыми главными характеристиками в приобретении колонок является их мощность и частота звука. Однако стоит не забывать о том, что мощность и громкость – это совершенно два разных понятия. Громкость в компьютерных колонках можно определить по их чувствительности.

Мощность колонок

Мощностью любых колонок, будь то компьютерные или же другие, зачастую называют финальную и верхнюю точку звука. Такое значение колонки обычно показывает наивысшую норму звука, при которой он дается без искажений. Финальные цифры мощности могут даваться разные, такое значение будет зависеть от помещения, в котором установлены и в какую сторону направлены колонки компьютера. Для обычной квартиру будет вполне достаточно мощности в колонках максимум в 50 Вт, не более, а то и меньше.

Диапазон акустических частот представляет собой полосу частот, которую может и воспроизводит система. Человеческий слух способен воспринимать диапазон частот в пределах от 20 до 20 тысяч Гц. Качественный и приятный для слуха диапазон способны передавать только профессиональные и дорогостоящие акустические системы. Говоря о колонках, для компьютера которые мы используем в повседневной жизни, то диапазон звука на них должен быть 40 гц-18 кгц, такой диапазон будет максимально качественно передавать звук. За пределами такого диапазона звука колонки для компьютера будут не только передавать не качественное звучание, но и искажать звук, а так же он может вибрировать, издавать треск или шипение. Поэтому при покупке колонок стоит обратить внимание на диапазон звука, который указан на данной гарнитуре, если на не очень дорогих колонках будет стоять диапазон в пределах от 20 Гц-20 кГц, то это, скорее всего, окажется обманом и такие колонки приобретать не стоит.

Сателлиты и сабвуферы

Перед покупкой колонок на компьютер стоит разобраться в их разновидностях. Сателлит представляет собой небольшую колонку, чаще всего не более 20 см в высоту, так же она способна передавать средние и высокие частоты. Сателлиты пользуются большой популярностью для комплекта ноутбука, а так же персонального компьютера, такие небольшие колонки легко перемещать, складывать с собой в дорогу или устанавливать на любом доступном месте, на столе. Зачастую в комплекте с двумя колонками сателлитами идет сабвуфер. Сабвуфер – это большая колонка, по сравнению сателлитами, она в большинстве случаев ставится на пол под компьютерным столом. Сабвуфер способен воспроизводить низкие частоты и транслировать громкий звук.

Установить и подключить колонки к компьютеру может каждый, даже тот который ничего не понимает в такого рода технике, самым главным правилом является правильно подключить все провода (не перепутать их цвета). При установке колонок очень важно правильно подобрать место для их установки, ведь от этого будет напрямую зависеть акустический звук.

Место для установки колонки

Для расположения колонок необходимо правильно выбрать место, в котором звук от колонок будет максимально приятно слушать. Благоприятное расстояние, которое должно находиться между двумя или более колонками на компьютере должно быть не менее 1,5 или даже более метров. В случае же когда колонки будут находиться друг от друга на близком расстоянии, их звук будет размываться и тем самым получится не качественное звучание. Колонки рекомендуется располагать на столе или других приспособлениях, только не на полу, пол способен заглушать и искажать их звучание, это никак не касается сабвуфера. Идеальная высота расположения колонок от пола считается от 1 до 2 метров. Что же касается сабвуфера, то его максимально хорошее звучание будет слышно, если он будет находиться именно на полу, ведь известно что, низкие частоты хорошо воспринимаются на идеально ровной и твердой поверхности.

Сейчас трудно представить персональный компьютер без колонок. Многие даже удивляются, если компьютер без них. В этом случае смотреть фильмы, слушать музыку и играть в игры просто не представляется возможным. Поэтому приобретая компьютер все стараются сразу же купить все необходимые комплектующие, в т.ч. колонки.

Стоит отметить, что компьютерные колонки не производят качественный звук. Поэтому для тех, кому важен качественный звук во время просмотра фильма или прослушивания музыки, рекомендуется сразу же приобретать стериосистемы для домашнего кинотеатра. Колонки для компьютера больше подходят людям, для которых качество звучания не выходит на первый план. Но и в этом случае выбрать хорошие колонки является не простой задачей. Они должны иметь небольшой размер, подавлять магнитное излучение, иметь специальные разъемы и быть совместимыми со звуковой картой компьютера.

Виды колонок для компьютера

Различают активные и пассивные колонки. Активные колонки имеют встроенный усилитель. Пассивные колонки используются для ноутбуков и требуют усилитель и дополнительное питание. У пассивных колонок плохой звук и невысокая стоимость. Поэтому они проигрывают активным колонкам, которые обеспечивают качественное звучание.

Различают колонки по конфигурации. В этом случае они могут быть 2.0, 2.1, 4.1, 5.1 и 7.1. Самые простые колонки модификации 2.0. Они имеют две колонки и никаких дополнительных устройств или усилителей. Колонки из других модификаций имеют больше частей, а также сабвуфер.

Колонки 2.0 и 2.1 имеют среднюю цену и предназначены для прослушивания музыки, видео и игр. Для домашнего использования или для офиса их вполне достаточно. Могут иметь от одного и более динамиков. Колонки модификации 2.1 имеют сабвуфер, который отвечает за вывод низких частот, тогда как динамики за вывод высоких и средних частот. В этом случае звук становится более объемным и реалистичным.

Колонки 5.1 и 7.1 позволяют полностью погрузиться в игровой процесс или в просмотр фильма. Они имеют несколько каналов и по качеству звучания намного лучше, чем две предыдущие конфигурации. Но здесь очень важно, чтобы колонки подходили под звуковую карту самого компьютера. Колонки модификации 5.1 и 7.1 позволяют создать домашний кинотеатр.

Модификация 5.1 имеет две фронтальные, две тыльные, одну центральную колонку и сабвуфер. Модификация 7.1 напоминает 5.1, но только дополненную еще двумя тыльными колонками.

На что обратить внимание при выборе колонок?

При выборе колонок разу стоит обратить внимание на материал изготовления. От материала во многом зависит качество звучания. Пластиковые колонки снижают качество звука и стоят они дешево. От таких колонок стоит только ожидать дребезжание, плохое воспроизведение звука и многие другие неприятности. Колонки из дерева, наоборот, позволяют создать качественный звук и хорошие акустические свойства. Но здесь можно столкнуться с высокой стоимостью колонок. Колонки из цельного дерева производят только для профессиональной сферы. Для других случаев дерево заменяют ДСП, МДФ и многослойной фанерой. Колонки из любого материала не должны иметь никаких отверстий, потому что они ухудшают звук. Исключение составляет фазоинвертор, у которого с лицевой стороны имеются отверстия для воспроизведения баса.

Но все-таки материал не главная характеристика качественного звука. Необходимо обращать внимание на динамики, усилители, фильтры, качество сборки и настройки акустической системы.

Прежде чем приступить к рассмотрению технических характеристик, на которые необходимо обращать внимание при выборе колонок стоит отметить, что многие считают мощность и громкость одним и тем же показателем. Это обманчивое мнение. Мощность влияет на акустику, а громкость связана с чувствительностью. Параметры громкости звучания не должны быть выше 85 децибел.

Теперь подробнее о технических характеристиках.

Мощность

Различают два вида мощности - пиковая музыкальная мощность (Р.М.Р.О - Peak Music Power Output) и среднеквадратичная мощность (RMS - Root Mean Square). При выборе стоит обращать внимание на второй вид мощности. Именно она характеризует максимальную мощность, при которой акустическая система может длительное время воспроизводить звуки без искажений и повреждений. При этой мощности происходит комфортное и качественное воспроизведение музыки. Пиковая музыкальная мощность может в несколько раз превышать показатель второй мощности.

Для компьютера, к которому не предъявляются особые требования, и он будет стоять в средней по величине комнате, достаточно иметь мощность 20-50 ватт.

Частота диапазона колонок

Под этим параметром понимается частота, которую способны воспроизводить колонки. Идеальная частота воспроизведения 20-20000 Гц, но они бывают только у профессиональной акустической системы. В обыкновенных колонах в характеристиках зачастую указывается частота от 40 Гц до 18 кГц. В принципе этого достаточно для нормального восприятия человеком качественного звука. Если частота будет ниже или выше указанного параметра, то звук будет сопровождаться треском, шипением, провалом и искажением. Кроме того, стоит учесть, что дешевая акустическая система не может иметь частоту 20-20000 Гц. Это не соответствует правде.

Чувствительность

Этот параметр, который непосредственно влияет на громкость звука и указывает на уровень воспроизведения звука на расстоянии одного метра при мощности 1 Вт. Измеряется показатель в децибелах. Оптимальным вариантом считается чувствительность размером 85-89 децибел.

Если приобрести колонки, которые будут иметь разную чувствительность, то лучший звук будет исходить из колонки с большей чувствительностью.

Количество полос

Этот параметр характеризует количество динамиков. Однополосные акустические системы имеют один динамик. Двухполосная колонка - два динамика, где один динамик воспроизводит низкочастотные звуки, а второй - средние и высокие. Трехполосные колонки имеют три динамика. Первый динамик воспроизводит низкие звуки, второй - средние, а третий - высокие.

Существуют акустические системы с более чем три полосы. В этом случае звуки получаются более колоритным.

Размер

Этот параметр для многих может не играть роли во время выбора. Но, если все-таки колонки не должны привлекать внимание, то стоит выбирать такой размер, чтобы можно было их спрятать. Оптимальным вариантом считаются колонки размером 10,4х16,5х15 см. Их можно спрятать за компьютер.

Управление

Панель управления (в основном регулятор громкости) располагается или на сабвуфере или на одной из колонок. На колонке он может находиться с боку, спереди или сзади. Лучше всего управлять колонками с компьютера. Частое использование регулятора громкости приводит к его стиранию и выходу из строя.

Современные колонки имеют проводные или дистанционные пульты управления

Как выбирать колонки?

При покупке колонок стоит провести небольшой тест. Включите колонки и постепенно добавляйте звук. Остановитесь на том моменте, когда звук начнет искажаться. Послушайте звук и определите, хватит ли вам его для того, чтобы слушать музыку, смотреть фильм или играть.

Дополнительные функции

Прекрасным дополнением к колонкам станет наличие выхода под наушники, пульт управления, информационный дисплей, функция проигрывания радио или музыки с карты памяти или флешки .

Производители колонок

Колонки производит достаточно большое количество фирм. Поэтому остановимся на самых популярных и пользующихся спросом у покупателей компаниях.

Компании Creative, Defender, Edifier, F&D, Logitech, Microlab и Sven производят качественные акустические системы. Стоят колонки не дешево, но качество звука стоит этих денег.

Более дешевые варианты колонок, которые пользуются спросом у пользователей, представлены компаниями A4Tech, Acme, Codegen, Gembird, Gemix, Genius. Но, к сожалению, звук достаточно плохой.

Акустическую систему для ноутбуков производят фирмы A4Tech, Defender, Divoom, HQ-Tech, Jabra, Philips, Sanyoo, Sony, Speed-Link.

Цена

Стоимость колонок зависит от модификации. Самые дешевые колонки модификации 2.0 и 2.1. Стоят они от 10 $ до 50 $. Акустическая система модификации 5.1 и 7.1 стоит свыше 70 $.

Где приобретать колонки?

Приобрести колонки можно в магазине электроники или в интернет-магазинах. Но прежде чем делать покупку стоит определиться с параметрами, которыми должны обладать колонки, и с торговой маркой, а также не спешить с покупкой.

Как пользоваться колонками?

Пользоваться колонками достаточно просто. Сначала их необходимо подсоединить к компьютеру. После этого включить звук и настроить громкость. Дальше выбрать свою любимую музыку или фильм и наслаждаться.

Как показывает практика, в большинстве случаев штатные акустические системы не позволяют обеспечить качественное воспроизведение звука. По крайней мере, так считают многие меломаны. Именно поэтому большинство автолюбителей прибегают к и динамиков, чтобы добиться более качественного звучания. Как и какие бывают виды устройств — об этом мы расскажем ниже.

[ Скрыть ]

Какие бывают автомобильные акустические системы?

Если вы хотите, чтобы автомагнитола обеспечивала качественное воспроизведение как низких, так и высоких частот, при этом сам звук был бы чистым, нужно в первую очередь уделить внимание динамикам. Для начала предлагаем ознакомиться с видами устройств.

Типы

Акустические автомобильные системы можно разделить на несколько типов:

  1. Широкополосные. В данном случае воспроизведение всего доступного диапазона частот будет осуществляться одним динамиков. Такой вариант более актуален для автолюбителей, которые предпочитают слушать радио или включают громко музыку ненадолго. Как показывает практика, широкополосные системы ставятся практически на все авто штатно.
  2. Коаксиальные. Такой вариант более актуален для автолюбителей, которые хотят добиться более качественного воспроизведения звука с «жирным» басом. В таком случае комплект колонок подразумевает установку нескольких устройств по одной оси. Поскольку каждая аудио система позволяет выдавать частоты низкого, среднего и высокого диапазона, в коаксиальной акустике за каждый диапазон будет отвечать отдельная головка. В более дешевых вариантах акустические системы оснащаются встроенными кроссоверами, в более дорогих — внешними.
  3. Компонентные АС. В таких системах аудио ряд делится по частотам. Стоимость таких колонок более высокая, однако при правильной установке они позволят добиться наиболее качественного и объемного звука с мощным басом. Такой вариант более актуален для меломанов, которые не могут ездить без качественной музыки (автор видео — канал Radioblogful. Видеоблог паяльщика).

Типоразмеры

Что касается типоразмеров, то колонки для автомобилей также разделяются между собой и по габаритам. Будь то круглые или овальные динамики, качество звука ни коим образом не зависит от формы колонок. Размеры при покупке необходимо учитывать в соответствии с габаритами посадочных мест, предусмотренных в авто под акустику.

Как правило, диаметр стандартных посадочных мест в передних дверях может быть 10, 13 или 16 см. Что касается задних дверей или полок, то, как правило, в них монтируются овальные изделия размерами 15х23 см либо 6х9 дюймов. Перед покупкой акустики обязательно нужно измерить размеры посадочных мест под колонки.

Как подобрать динамики для конкретного авто?

Что касается непосредственно выбора, то при покупке следует руководствоваться следующими критериями:

  1. Ценовой диапазон. В соответствии с финансовыми возможностями у вас сформируется определенный ассортимент.
  2. Тип системы. Как сказано выше, акустика может относиться к одному из трех видов. Определитесь с типом и вы сможете сузить диапазон устройств.
  3. Производитель. В настоящее время рынок автомобильной электроники предлагает покупателям довольно большой ассортимент акустических систем от разных производителей. Необходимо понимать, что далеко не всегда высокая цена будет означать такое же качество колонок, но как правило, дешевые динамики все же работают хуже, чем дорогие. Наиболее популярные бренды, которым отдают предпочтение наши соотечественники — Pioneer, Kenwood, Infinity, Focal, Alpine и т.д.
  4. Следующий параметр — выбор подвеса. По мнению многих экспертов в области автозвука, лучше отдать предпочтение резиновым подвесам, а не матерчатым. Резиновые подвесы позволит предотвратить появление вибраций, если акустика будет включена на полную мощность.
  5. Наличие твитеров. Этот критерий актуален, если вы хотите обустроить в своем авто серьезную акустику. Как утверждают многие специалисты, желательно, чтобы твитеры были шелковыми.
  6. Типоразмеры. Как сказано выше, перед покупкой следует измерить габариты посадочных мест и уже в соответствии с этим выбирать устройства.
  7. Помимо этого, следует учесть и другие особенности установленной в автомобиле магнитолы. Дешевые китайские магнитолы, как правило, не могут выдавать качественный звук в силу того, что в них установлен низкокачественный усилитель. Более дорогие варианты обычно работают со всеми типами динамиков. В любом случае, при покупке следует учесть особенности.
  8. Не менее важный параметр — мощность устройств, она может быть пиковой и номинальной. На пиковую мощность обращать внимание не стоит, учитывайте только номинальную, именно этот параметр позволит обеспечить качественный звук. Пиковая мощность представляет собой значение, которое акустика сможет выдержать в течение кратковременного промежутка времени, после чего может произойти перегрев изделия и, соответственно, его выход из строя. В том случае, если приобретаемые колонки будут обладать высокой мощностью, их придется использовать через сабвуфер. Необходимо учитывать тот факт, что для предотвращения выхода из строя акустики следует учитывать одно правило — значение пиковой мощности в любом случае должно быть больше, чем максимальная мощность саба.
  9. Еще один критерий — чувствительность, этот параметр меряется в децибелах. Чем более высоким будет это значение, тем более качественный звук смогут выдавать изделия без подключения саба. Если вы планируете использовать дополнительно усилитель, то его установка будет актуальна тогда, когда чувствительность устройств составит 90 децибел или меньше.
  10. Резонансная частота. Этот параметр определяет качество глубины низких частот. Чем более низким будет значение резонансной частоты, тем более качественными и мощными будут басы.
  11. Убедитесь в том, что в комплекте к устройствам идет инструкция — как правило, в ней указываются все необходимые требования к магнитолам и стандарты, которые следует учесть при установке той или иной модели.
  12. Наличие отверстия для установки изделий. Бывает такое, что купив изделия, автовладелец сталкивается с проблемой установки из-за отверстий, расположенных в колонках. Если вы не хотите дополнительно сверлить отверстия для монтажа динамиков, выбор акустики должен осуществляться в соответствии с этим фактором.

Фотогалерея «Динамики для авто от разных производителей»

Грамотная установка АС для создания объемной звуковой сцены

Теперь перейдем к вопросу обустройства акустической системы в автомобиле. Если сравнивать акустическую систему с домашней, то в данном случае принцип расположения ее элементов будет другим. В домашних системах динамики нужно устанавливать над слушателем, в случае с автомобильной акустикой все иначе. Если речь идет о коаксиальных динамиках, то вам нужно просто установить новые динамики вместо установленных стандартных. Их необходимо надежно зафиксировать, чтобы в процессе эксплуатации не допустить возникновения вибраций, который, в свою очередь, отразятся на качестве воспроизводимого звука.

Схема поключения компонентной акустики

Что касается коаксиальных систем, то для правильного обустройства такой акустики следует опираться на несколько моментов:

  1. Изделия следует вмонтировать как можно ближе к передней части салона. То есть такой вариант, как установка изделий в заднюю часть двери, которая ближе к центру автомобиля, не подходит. Разумеется, при установке такое место звук не будет испорчен, но действительно качественного звучания добиться не удастся. Лучше всего установить устройства в передней части двери, которая ближе к центральной консоли. Многие автовладельцы устанавливают изделия прямо в торпеде, но для этого ее придется переделывать, а также закрывать отверстия в дверных картах.
  2. В том случае, если вы приобрели разночастотные изделия, которые будут относиться к определенному каналу, то наиболее оптимальным вариантом будет их монтаж как можно ближе друг к другу. Это позволит добиться согласованного, а также цельного звучания.
  3. Что касается ориентации изделий, то этот вопрос не принципиальный. Одни динамики можно направить в сторону водительского кресла, другие — к лобовому стеклу, это позволит отразить звуковые волны. Но в данном случае придется действовать экспериментальным методом, поскольку многое зависит не только от колонок, но и от прочих факторов.

Цена вопроса

Стоимость динамиков варьируется от 600 до 30 тысяч за комплект, но можно найти и более дорогие варианты.

Содержание

Качество звука играет важную роль при просмотре фильмов и прослушивании музыки. Разные шумы и искажения способны испортить впечатления даже от самого шикарного блокбастера и увлекательного шутера. Колонки для компьютера в сочетании с сабвуфером помогут улучшить качество воспроизведения звука на ноутбуке или настольном PC, независимо от особенностей акустики помещения.

Какие бывают колонки для компьютера

Устройства для воспроизведения звука различают по акустическим параметрам, материалам изготовления, размерам, системам управления. В магазинах можно найти колонки для ноутбука и PC от Edifier, Genius, Sven, Defender, Samsung. В каталогах этих брендов представлены как бюджетные модели для компьютеров, так и дорогие устройства для достижения объемного звучания.

Виды

Колонки для компьютера могут быть пассивными или активными. Аудиотехника, относящаяся ко второй категории, имеет встроенный усилитель и получает энергию от PC. Пассивные динамики нуждаются в усилителе, дополнительном питании. Первый тип устройств продается по низкой стоимости, т.к. качество звука, генерируемое ими, невысокое. Активная компьютерная акустика отличается насыщенным звучанием и плавным переходом между тональностями. Аудиосистемы различаются:

  • конфигурацией;
  • размером;
  • количеством динамических излучателей;
  • способом подключения к компьютеру.

Характеристики

При выборе колонок для компьютера надо обратить внимание на материал корпуса. Качественное звучание возможно в тех случаях, когда динамики и усилители помещены в дерево. Пластиковые пассивные колонки будут постоянно хрипеть. При покупке аудиосистем для современного компьютера инженеры советуют обратить внимание на следующие основные параметры:

  • мощность;
  • количество поддерживаемых частот;
  • чувствительность;
  • количество полос;
  • управление.

Размеры

При выборе колонок для компьютера этот параметр не самый важный. Зависит он от внутренних комплектующих и класса техники. Системы, имеющие максимальную мощность, отличаются большими размерами. Усилители, динамические излучатели в них будут крупными и тяжелыми. Мультимедийные комплекты типа 2.0 имеют небольшой размер и вес, поэтому их можно заказать по скидке из интернет-магазина с доставкой по почте.

Лучшие колонки для компьютера

При выборе аудиотехники владельцам современных PC следует полагаться на собственные предпочтения. Если за компьютерным столом не поместится система с большим количеством динамиков, то стоит присмотреться к моделям с двумя фронтальными колонками. Представленные ниже акустические системы лучше всего себя зарекомендовали в интернет-магазинах Москвы и Санкт-Петербурга.

Стереосистема

Превратить комнату с домашним компьютером в небольшой кинотеатр легко. В этом может помочь следующая модель стереосистемы:

  • название: Harman/Kardon SoundSticks III;
  • цена: 10000 р.;
  • характеристики: мощность 40 Вт, диапазон 44-20000 Гц, SNR 80 дБ;
  • плюсы: аппаратная регулировка тембра низких частот;
  • минусы: сабвуфер без фазоинвертора.

Более интересными акустическими характеристиками при схожей стоимости может похвастать стереосистема Microlab:

  • название: Microlab Pro 3;
  • цена: 10900 р.;
  • характеристики: RMS 90 Вт, диапазон 35-20000 Гц, SNR 75 дБ;
  • плюсы: мощные верхние частоты;
  • минусы: слабый усилитель.

Активные колонки 2.0

Многие российские покупатели периферийной техники отдают предпочтение изделиям Defender. Отечественный бренд занят производством колонок разных ценовых категорий. В качестве хорошей альтернативы дорогим наушникам для компьютера можно рассмотреть следующую модель:

  • название: Defender SPK-530;
  • цена: 500 р.;
  • характеристики: RMS 4 Вт; диапазон 90-20000 Гц;
  • плюсы: питание от USB, хороший запас громкости;
  • минусы: нет поддержки низких частот.

Среди активных акустических систем хорошо себя зарекомендовала себя техника Edifier. Она справится с воспроизведением музыки в формате FLAC и мощными басами в компьютерных играх. Специалисты советуют тем, кто хочет купить колонки для ПК, присмотреться к следующей модели:

  • название: Edifier S 1000 DB;
  • цена: 17800 р.;
  • характеристики: суммарная мощность (RMS) 120 Вт, диапазон 48-20000 Гц, SNR 85 дБ, деревянный корпус;
  • плюсы: качественный звук;
  • минусы: стоимость, вес 17 кг.

Аудиосистема 2.1

Мультимедийные комплекты Sven для компьютера отличаются высоким качеством звука и доступной стоимостью. Система 2.1 этого производителя приобрела популярность благодаря компактным размерам и встроенному сабвуферу:

  • название: Sven MS-110;
  • цена: 1800 р.;
  • характеристики: RMS 10 Вт, диапазон 50-20000 Гц;
  • плюсы: высокая выходная мощность;
  • минусы: один вход для внешнего источника.

Компания Defender многим известна на отечественном рынке. Примером недорогой и качественной аудиосистемы от этого производителя может послужить следующее изделие:

  • название: Defender Ion S 10;
  • цена: 1200 р.;
  • характеристики: мощность 10 Вт, диапазон 30-20000 Гц, разъем mini-jack;
  • плюсы: интересный дизайн корпуса;
  • минусы: глухой бас.

Маленькие и мощные

Некоторые посетители магазинов хотят купить компьютерные колонки небольших габаритов, обеспечивающие высокое качество звука. Специально для таких людей компания Genius разработала эту стереосистему:

  • название: Genius Bomb SW-2.1 370;
  • цена: 1500 р.;
  • характеристики: мощность 8 Вт, диапазон 75-20000 Гц;
  • плюсы: мощные верхние и средние частоты;
  • минусы: нет стандартного регулятора мощности баса.

Неограниченным в финансах гражданам специалисты рекомендуют присмотреться к следующей аудиосистеме от бренда JBL:

  • название: JBL Flip 3;
  • цена: 5000 р.;
  • характеристики: RMS 16 Вт, диапазон 85-20000 Гц, SNR 80 дБ;
  • плюсы: мощный суббас;
  • минусы: верхние частоты проседают.

Мини-колонки

Миниатюрные аудиосистемы пригодятся постоянно путешествующим людям. Они не занимают много места возле компьютера и воспроизводят звук приемлемого качества. Одним из примеров самой дешевой техники такого типа является следующее изделие:

  • название: Velton VLT-S 006 J;
  • цена: 315 р.;
  • характеристики: RMS 5 Вт, динамики с одной полосой;
  • плюсы: поддержка средних частот;
  • минусы: небольшой запас общей громкости.

Схожими основными характеристиками обладает следующая модель бренда Genius:

  • название: Genius SP-J 120;
  • цена: 580 р.;
  • характеристики: мощность 4 Вт, динамики с одной полосой;
  • плюсы: качественные верхние и средние частоты;
  • минусы: слабый суббас.

Портативные

Переносная акустика JBL является примером сочетания эргономичности и качественной технической составляющей:

  • название: JBL Clip Plus;
  • цена: 2300 р.;
  • характеристики: RMS 3,2 Вт, диапазон 160-20000 Гц;
  • минусы: слабый суббас.

Конкуренцию JBL может составить следующее изделие SONY:

  • название: SONY SRS-BTV 5 B;
  • цена: 3500 р.;
  • характеристики: мощность 1,2 Вт, один широкополосный динамик;
  • плюсы: хороший запас громкости;
  • минусы: присутствуют небольшие хрипы.

С сабвуфером

Настоящее объемное звучание музыкальных композиций можно получить, если в состав системы входит колонка для воспроизведения низких частот. Этому требованию соответствует данная акустика Sven:

  • название: Sven SPS-820;
  • цена: 3800 р.;
  • характеристики: RMS 38 Вт, диапазон 20-20000 Гц;
  • плюсы: мощные басы;
  • минусы: шипение при высоком уровне громкости.

Более бюджетную акустику для компьютера с сабвуфером предлагает бренд Edifier:

  • название: Edifier Х600;
  • цена: 3250 р.;
  • характеристики: RMS 30 Вт, диапазон 48-20000 Гц;
  • плюсы: глубокие басы, чистое звучание;
  • минусы: неудобное расположение регуляторов.

С креплением на монитор

  • название: Logitech Z-305;
  • цена: 1460 р.;
  • характеристики: стереозвук 2.0, питание от USB, крепление-зажим;
  • плюсы: насыщенные верхние и средние частоты;
  • минусы: нет поддержки суббаса.

Владельцам компьютеров с более ограниченным бюджетом стоит обратить внимание на эту модель от Defender:

  • название: Defender NoteSpeaker S 5 USB;
  • цена: 1000 р.;
  • характеристики: мощность 5 Вт, диапазон 90-20000 Гц;
  • плюсы: стереоэффект;
  • минусы: нет басов.

С usb-входом

Популярность аудиосистема Ginzzu обусловлена наличием слота для проигрывания музыки с флеш-накопителей:

  • название: Ginzzu GM-986В;
  • цена: 1100 р.;
  • характеристики: RMS 10 Вт, диапазон 100-20000 Гц;
  • плюсы: хорошая громкость;
  • минусы: слабый суббас.

Схожими характеристиками в другом ценовом диапазоне обладает акустика Microlab:

  • название: Microlab MD 310 BT;
  • цена: 4200 р.;
  • характеристики: мощность 2х1 Вт, диапазон 100-20000 Гц;
  • плюсы: мелодичный бас;
  • минусы: шумы на высоком уровне звука.

Колонки с микрофоном

Такие аудиосистемы подойдут пользователям PC, временами участвующим в интернет-конференциях, но не желающим приобретать полный комплект аудиоаппаратуры. Примером такой техники может служить следующее изделие:

  • название: Genius SP-906 BT;
  • цена: 950 р.;
  • характеристики: мощность 3 Вт, диапазон 100-20000 Гц;
  • плюсы: хорошее звучание басов;
  • минусы: время автономной работы – 5 часов.

В более продвинутом ценовом диапазоне выделяется эта модель фирмы JBL:

  • название: JBL Xtreme;
  • цена: 12000 р.;
  • характеристики: RMS 40 Вт, диапазон 70-20000 Гц;
  • плюсы: малый размер, поддержка Bluetooth;
  • минусы: небольшое дребезжание аудио.

Для игр

Геймерам лучше всего приобрести пару трехполосных колонок. Они обеспечат глубокое звучание басов и часто встречаются на распродажах техники. Самую бюджетную модель для игр за компьютером предлагает Dialog:

  • название: Dialog AB-45В;
  • цена: 2900 р.;
  • характеристики: RMS 20 Вт, диапазон 40-20000 Гц;
  • плюсы: хорошее звучание, есть кардридер;
  • минусы: необходима повторная настройка АЧХ.

Более дорогой вариант акустики, предназначенной для геймеров, выпустила Logitech:

  • название: Logitech Z 506;
  • цена: 6300 р.;
  • характеристики: мощность 75 Вт, диапазон 45-20000 Гц;
  • плюсы: качественные басы и высокие частоты;
  • минусы: дребезжание на максимальной громкости.

Без проводов

  • название: Harman/Kardon Onyx;
  • цена: 20000 р.;
  • характеристики: мощность 2х30 Вт, диапазон 60-20000 Гц;
  • плюсы: стильный дизайн, высокое качество звука;
  • минусы: малое время автономной работы.

Среди бюджетной техники этого типа выделяется следующая модель от Samsung:

  • название: Samsung Radiant 360 R 1;
  • цена: 9500 р.;
  • характеристики: двухполосный динамик, поддержка режима Multiroom;
  • плюсы: объемный звук;
  • минусы: нечеткий суббас и верхние частоты.

Деревянные

Аудиосистемы с корпусом из массива клена или дуба более устойчивы к помехам, что положительно сказывается на качестве звучания. Начинающим меломанам рекомендуется присмотреться к этой модели акустики:

  • название: Microlab H-510;
  • цена: 15800 р.;
  • характеристики: RMS 242 Вт, диапазон 45-24000 Гц, SNR 85 дБ;
  • плюсы: большой запас громкости звука, мягкие басы;
  • минусы: сильно греется усилитель.

Требовательные к качеству звука граждане могут купить колонки для компьютера более продвинутого уровня от этого же производителя:

  • название: Microlab H-600;
  • цена: 28300 р.;
  • характеристики: RMS 270 Вт, диапазон 20-20000 Гц, SNR 80 дБ;
  • плюсы: стильный дизайн;
  • минусы: небольшой фазоинвертор.

Как выбрать колонки для компьютера

Качество звука стоит у многих пользователей PC на первом месте. Однако далеко не все геймеры и меломаны знают, как выбрать колонки для компьютера. Перед походом в магазин необходимо определиться с целью. Меломанам следует отдавать предпочтение системам, нацеленным на работу в среднем и высоком диапазоне. Существенными при покупке считаются следующие параметры:

  • количество каналов;
  • тип питания;
  • наличие/отсутствие дополнительных функций.

Важную роль в выборе колонок для компьютера играет звуковая карта. Если она начального уровня, то система 5.1, предназначенная для воспроизведения широкого диапазона частот, будет работать как обычные парные колонки. Чтобы исправить этот недостаток, специалисты рекомендуют владельцам персональных компьютеров приобрести дискретную звуковую плату.

Прежде всего, давайте разберемся с терминами, поскольку понятия «громкоговоритель», «колонка», «динамик», «акустическая система» часто используют наугад, создавая изрядную путаницу.

Громкоговоритель – это устройство, предназначенное для эффективного излучения звука в окружающее пространство в воздушной среде, содержащее одну или несколько головок громкоговорителей при наличии акустического оформления и электрических устройств (фильтры, регуляторы и т.д.).

В отечественной технической литературе сложилась ошибочная практика, в соответствии с которой термин «громкоговоритель» (ГГ) применяется в основном для одиночного громкоговорителя (в зарубежных каталогах он определяется как loudspeaker units или loudspeaker drive element, или driver). В соответствии с требованиями ГОСТ 16122-87 одиночный громкоговоритель должен обозначаться как головка громкоговорителя .

К набору громкоговорителей классов Hi-Fi и Hi-End часто применяют термин акустическая система (AC) (acoustical system или loudspeaker system). Акустическая система включает в себя акустические колонки .

В зависимости от назначения АС существенно различаются по параметрам, конструктивному исполнению и дизайну. Основные виды акустических систем, представленных на современном рынке, условно можно разделить на несколько категорий в зависимости от области их применения:

  • АС для домашнего применения, которые в свою очередь можно подразделить на системы:
    • массовые;
    • категории Hi-Fi и High-End;
    • АС для домашних аудио видео комплексов типа «Домашний кинотеатр» (Home-Theatre);
    • для современных компьютерных систем (AC Multi-Media) и др.;
  • АС для систем озвучивания и звукоусиления, в том числе для конференц-систем и систем перевода речей (к ним, в частности, относятся потолочные акустические системы);
  • концертно-театральные АС;
  • студийные АС;
  • автомобильные (и вообще транспортные) АС;
  • АС для индивидуального прослушивания (головные стерео телефоны).

Устройство АС

АС могут быть однополосными и многополосными . Однополосные АС используются, как правило, в массовой аппаратуре бюджетного сектора. В высококачественных АС (рис. 1) используется многополосный принцип построения, поскольку применение одной широкополосной головки громкоговорителя не позволяет обеспечить высокое качество звучания.

АС состоит, как правило, из:

  • головок громкоговорителей , каждая из которых (или несколько одновременно) работают в своем частотном диапазоне;
  • корпуса ;
  • фильтрующе-корректирующих цепей , а также других электронных устройств (например, для защиты от перегрузок, индикации уровня и т.д.);
  • звуковых кабелей и входных клемм;
  • усилителей для активных акустических систем и кроссоверов (активных фильтров).


Рис. 1. Акустическая система Defender

Головки громкоговорителей

Головки громкоговорителей классифицируются по принципу действия, по способу излучения, по полосе передаваемых частот, по области применения и т.д.

По принципу действия , т.е. по способу преобразования электрической энергии в акустическую, громкоговорители делят на электродинамические, электростатические, пьезокерамические (пьезопленочные), плазменные и др.

Подавляющее большинство головок громкоговорителей электродинамические («динамические» или просто «динамики»). Их принцип действия основан на движении в постоянном магнитном поле проводника или катушки, питаемых переменным током (рис. 2).


Рис. 2. Электродинамический катушечный громкоговоритель

Головка электродинамического громкоговорителя состоит из подвижной системы, магнитной цепи и диффузородержателя (1).

Подвижная система включает в себя подвес (2), диафрагму (3), центрирующую шайбу (4), пылезащитный колпачок (5), звуковую катушку (6) и гибкие выводы.

При пропускании переменного тока по звуковой катушке, помещенной в радиальный зазор магнитной цепи, на нее будет действовать механическая сила. Под действием этой силы возникают осевые колебания катушки и скрепленной с ней диафрагмы. Конструкция электродинамического громкоговорителя очень похожа на конструкцию динамического микрофона, поэтому, в принципе, из динамического микрофона можно получить слабенькую головку громкоговорителя, а из головки громкоговорителя – микрофон. Понятно, что работать все это будет отвратительно, но работать будет.


Рис. 3. Ленточный громкоговоритель

Ленточные громкоговорители (рис. 3) используют тонкую металлическую ленточку, которая помещается в магнитное поле между полюсами магнита и служит одновременно и проводником тока и колеблющимся излучающим элементом.

Ленточные головки гораздо эффективнее динамических, пьезоэлектрических и других, поскольку если площадь конического или купольного диффузора – это площадь видимого круга, то активная площадь ленточного излучателя – это полная развертка сложенной мембраны (эффективная площадь в 2,5 раз больше площади проекции сложенной ленты). Таким образом, для получения необходимого уровня звукового давления требуется меньшее перемещение диффузора.


Рис. 4. Электростатический громкоговоритель

Электростатические громкоговорители (рис. 4) используют излучающий элемент в виде тонкой металлизированной пленки (1) толщиной порядка 6...10 мкм, помещенной между перфорированными электродами (2) (т.е. это конденсатор переменной емкости, где одной из обкладок служит тонкая металлизированная подвижная мембрана). Между мембраной и электродами приложено высокое поляризующее напряжение порядка 8...10 кВ. Переменное звуковое напряжение, под действием которого мембрана колеблется и излучает звук, подводится к неподвижным электродам. Громкоговорители такого типа обеспечивают чистоту и прозрачность звучания за счет малых уровней переходных искажений.


Рис. 5. Модельный ряд электростатических громкоговорителей Final


Рис. 6. Центральный громкоговоритель электростатической АС. Model 200

На рис. 5 показан модельный ряд электростатических громкоговорителей Final, а на рис. 6 – крупным планом центральный громкоговоритель АС.


Рис. 7. Пьезопленочный громкоговоритель

Пьезокерамические (пьезопленочные) громкоговорители (рис. 7) используются в основном в качестве высокочастотного звена в акустических системах. В качестве возбуждающего элемента в них применяется биморфный элемент, полученный путем соединения двух пластин (1), (3) из пьезокерамики (цирконата титана, титаната бария и др.). Биморфный элемент закрепляется с двух сторон, при подведении электрического сигнала в нем происходят изгибные деформации, которые передаются соединенной с ним диафрагме (2). Разновидностью такого типа громкоговорителей являются пьезопленочные излучатели, в них используются высокополимерные пленки, которым при помощи специально отработанной технологии придаются пьезоэлектрические свойства (при их поляризации в сильном магнитном поле). Если такой пленке придать форму купола или цилиндра, то под действием приложенного к ней переменного напряжения она начинает вибрировать и излучать звук, для таких громкоговорителей не требуется применение магнитной цепи.

По способу излучения акустической энергии головки громкоговорителей делятся на головки прямого излучения, у которых диафрагма излучает звук непосредственно в окружающую среду, и рупорные (рис. 8), у которых диафрагма излучает звук через рупор. Если рупорный громкоговоритель имеет предрупорную камеру, то он называется узкогорлым рупорным громкоговорителем, а если используется только рупор, то это широкогорлый рупорный громкоговоритель.


Рис. 8. Рупорный громкоговоритель

Рупорные громкоговорители широко используют при создании систем озвучивания улиц, стадионов, площадей, систем звукоусиления в различных помещениях, бытовых высококачественных систем, систем оповещения и др.

Причины распространения рупорных громкоговорителей обусловлены, прежде всего, тем, что они обладают большей эффективностью, их КПД составляет 10-20 % и более (в обычных громкоговорителях КПД меньше 1...2 %); кроме того, применение жестких рупоров позволяет формировать заданную характеристику направленности, что очень важно при проектировании систем звукоусиления. Однако при использовании рупорных громкоговорителей возникают проблемы, связанные с тем, что для излучения низких частот необходимо значительно увеличивать размеры рупора, а большие уровни звукового давления в предрупорной камере создают дополнительные нелинейные искажения.

Конструкция головок громкоговорителей зависит от того, в какой полосе частот они должны работать. По этому признаку громкоговорители разделяются на:

  • широкополосные (OO «full-range»);
  • низкочастотные (воспроизводимый диапазон примерно 20-40...500-1000 Гц) («woofer», «subwoofer»);
  • среднечастотные (диапазон 0,3-0,5...5-8 кГц) («mid-range»);
  • высокочастотные (1-2..16-30 кГц) («tweeter») и др.

Большая часть мощности аудиосигналов обычно приходится на низкочастотные ГГ, поэтому они должны воспринимать нагрузки до 200 Вт и более, сохраняя тепловую и механическую прочность. Эти ГГ имеют низкую резонансную частоту (16...30 Гц) и должны быть рассчитаны на большой ход подвижной системы вплоть до ±12...15 мм.

Внешний вид современного низкочастотного ГГ для высококачественных АС показан на рис. 9.

Основным излучающим элементом громкоговорителя является диафрагма. Диафрагмы современных низкочастотных ГГ изготавливаются из сложных композиций на основе натуральной длинноволокнистой целлюлозы с различными добавками. Иногда в состав такой композиции входит до 10-15 составляющих. Все шире используют синтетические пленочные композиции на основе полиолефинов (полипропилена и полиэтилена) и композиционные материалы на основе ткани «кевлар».


Рис. 9. НЧ громкоговоритель

АС для домашних кинотеатров, (особенно центрального и фронтальных каналов, а также сабвуфера) требует применения тщательно экранированных НЧ ГГ.

Среднечастотные громкоговорители (СЧ ГГ) используются в диапазоне ча- стот от 200... 800 Гц до 5...8 кГц, где чувствительность слуха ко всем видам ис- кажений максимальна, поэтому требования к их качеству наиболее жесткие.

Высокочастотные громкоговорители (ВЧ ГГ). (рис. 10). Требования к ним за последние годы резко возросли в связи с увеличением спектральной плотности мощности в высокочастотной части спектра в современной электронной музыке, расширением частотного и динамического диапазона программ, воспроизводимых цифровой звуковоспроизводящей аппаратурой и др.

В современных АС высокочастотные ГГ используются, как правило, в диапазоне частот от 2...5 до 30...40 кГц. Обеспечить равноценное качественное воспроизведение звука в таком широком диапазоне при помощи одного ГГ чрезвычайно трудно. Поэтому большая часть выпускаемых в настоящее время ВЧ ГГ применяются в диапазоне от 2... 5 до 16... 18 кГц, а в некоторых АС устанавливаются дополнительные малогабаритные ВЧ ГГ (воспроизводящие частоты от 8... 10 до 30... 40 кГц).


Рис. 10. ВЧ ГГ

Потолочные громкоговорители

Потолочные громкоговорители – это, как правило, электродинамические диффузорные громкоговорители, заключенные в пластиковые или металлические корпуса. Их используют для озвучивания помещений и в системах аварийного оповещения зданий. Благодаря большому углу раскрытия диаграммы направленности звука и широкому диапазону воспроизводимых частот потолочные громкоговорители способны довольно качественно воспроизводить звук, кроме того, они гармонично вписываются практически в любой интерьер.

Потолочные громкоговорители обеспечивают более равномерное по сравнению с другими громкоговорителями распределение звука по объему помещения и не требуют при этом установки мощных усилителей. Их применение особенно эффективно для озвучивания больших помещений с высотой потолка до 5 м.

Для удобства монтажа корпус потолочного громкоговорителя снабжается специальными приспособлениями: подпружиненными упорами, полозьями или кронштейнами. Многие громкоговорители крепятся к потолочным плитам с помощью шурупов. В отличие от «обычных» систем озвучивания, системы на основе потолочных громкоговорителей высоковольтные, типичное значение напряжения в линии составляет 100 В, поэтому потолочные громкоговорители имеют встроенные трансформаторы.

При проектировании системы оповещения расчет необходимого количества потолочных громкоговорителей и схемы их размещения (рис. 11) производится исходя из требуемого уровня звукового давления на уровне ушей слушателей (обычно берется среднее значение 1,5 м). Для помещений с высотой потолка менее 5 метров такой расчет не представляет трудностей и производится по приближенным формулам. В таблице 1 для определенной высоты потолков и площади помещения указано количество потолочных громкоговорителей, которое дает наилучшее качество звука и наиболее равномерное распределение звуковых волн.


Рис. 11. Схема размещения потолочных громкоговорителей

Параметр S в таблице – это приблизительная площадь, которую озвучивает один потолочный громкоговоритель:

S = {2х(H – 1,5 м)}2, где Н – высота потолка.

Таблица 1. К расчету системы оповещения

P 103,5 101 99 97,5 96
P/2 100,5 98 96 94,5 93
H/S 3 3,5 4 4,5 5
25 2 1 1 1 1
35 3 2 1 1 1
50 4 2 1 1 1
80 6 3 2 2 1
100 7 4 3 2 2
150 10 6 4 3 2
200 13 8 5 4 3
300 20 11 7 5 4
400 26 15 10 7 5
500 33 19 12 8 6
600 40 22 14 10 8
700 46 26 17 12 9
800 53 30 19 13 10
900 59 33 22 15 11
1000 66 37 24 17 12

В таблице:
P – звуковое давление на уровне 1,5 м, когда потолочный громкоговоритель работает на полную мощность;
P/2 – звуковое давление на уровне 1,5 м, когда потолочный громкоговоритель работает на половину максимальной мощности;
H – высота потолка;
S – площадь помещения.

Если высота потолков больше 5 метров, устанавливать потолочные громкоговорители не рекомендуется. Однако если необходимо использовать именно потолочные громкоговорители, следует принять меры для повышения равномерности распределения звука и снижения эффекта реверберации (эха). Если потолочные громкоговорители размещены слишком близко друг к другу, то на уровне ушей слушателей звук будет распределяться неравномерно. Если увеличить расстояние между соседними громкоговорителями, то уровень звукового давления может оказаться недостаточным для хорошей слышимости. Повышение уровня звука громкоговорителей в этом случае влечет за собой увеличение реверберации, особенно в помещениях, отделанных стеклом, мрамором и т.д. Реверберацию можно снизить с помощью звукопоглощающих материалов: ковров, гобеленов, портьер и др.

На рис. 12 и 13 показаны примеры врезных и навесных потолочных громкоговорителей компании Kramer Electronics.

Корпус акустической системы. Основные виды корпусов и их назначение

Корпус АС выполняет многообразные функции. В области НЧ он блокирует эффект «акустического короткого замыкания», возникающий за счет сложения излучаемого звука от передней и тыловой поверхности диафрагмы в противофазе, что приводит к подавлению низкочастотного излучения.

Применение корпуса позволяет увеличить интенсивность излучения на низких частотах, а также увеличить механическое демпфирование громкоговорителей, что позволяет «сгладить» резонансы и уменьшить неравномерность амплитудно-частотной характеристики. Корпус оказывает существенное влияние не только в области низких, но и в области средних и высоких частот. Правильно спроектированный и изготовленный корпус оказывает огромное влияние на качество звука.

При проектировании корпусов АС чаще всего используют такие варианты конструктивного оформления, как бесконечный экран, закрытый корпус, корпус с фазоинвертором, лабиринт, трансмиссионная линия и др.

Бесконечный экран возникает, когда громкоговорители устанавливаются в стене комнаты с достаточно большим объемом за ним. Для такой установки громкоговорителей характерен эффект «бубнения» на низких частотах, поскольку отсутствует демпфирование.

Закрытый корпус. В современных АС применяют в основном закрытые корпуса компрессионного типа. Принцип работы компрессионного оформления состоит в том, что в них используются громкоговорители с очень гибким подвесом и большой массой, т.е. низкой резонансной частотой. В этом случае упругость воздуха в корпусе становится определяющим фактором, именно она начинает вносить основной вклад в возвращающую силу, приложенную к диафрагме.

Корпус с фазоинвертором – корпус, в котором сделано отверстие, что позволяет использовать излучение тыльной поверхности диффузора. Максимальный эффект достигается в области частоты резонанса колебательной системы, образуемой массой воздуха в отверстии или трубе и массой воздуха в корпусе.

Корпуса с фазоинвертором (рис. 14 а) имеют много разновидностей. Корпус, использующий специальную трубу, вставленную в отверстие, позволяет уменьшить размеры корпуса и при помощи регулировки размеров трубы настраивать фазоинвертор (рис. 14 б).

Если в отверстие корпуса устанавливается пассивный (т.е. без магнитной цепи) громкоговоритель, колебания которого возбуждаются за счет колебаний объема воздуха, заключенного в корпус, то такой корпус называется корпусом с пассивным излучателем (рис. 14 в).


Рис. 14. Корпус АС с различными вариантами фазоинверторов: а – фазоинвертор; б – фазоинвертор с трубой; в – пассивный излучатель

Лабиринт представляет собой вариант корпуса с фазоинвертором, в котором устанавливаются специальные перегородки. Когда длина лабиринта достигает 1/4 длины волны на частоте резонанса низкочастотного громкоговорителя, он действует аналогично фазоинвертору. Применение лабиринта расширяет возможности для настройки на более низкие частоты. Резонансы на гармониках от основной резонансной частоты трубы демпфируются звукопоглощающими материалами на стенках корпуса (рис. 15 а).


Рис. 15. Корпус АС типа лабиринта (а) и типа трансмиссионной линии (б)

Трансмиссионная линия – это разновидность лабиринта. Она отличается от лабиринта тем, что звукопоглощающим материалом забивается весь объем корпуса, и поперечное сечение линии делается переменным – больше у конуса, меньше у отверстия (рис. 15 б). Корпуса такого типа очень сложны в настройке.

Если в корпусе установлены две одинаковых ГГ на один фазоинвертор, то это называется «низкочастотное оформление с симметричной нагрузкой». Такое оформление часто используют в сабвуферах.

Лучше звучат АС со сглаженными углами, обтекаемой формы, с несимметричным расположением ГГ, однако изготавливать корпуса таких АС сложно и дорого, поэтому подавляющее большинство АС выпускается в корпусах прямоугольной формы. Для уменьшения дифракционных эффектов на углах передней панели применяются специальные меры, в том числе размещение звукопоглощающих материалов («акустическое одеяло»), оптимизация соотношения размеров передней панели и глубины корпуса, подбор несимметричного расположения громкоговорителей и др.

Стремление сдвинуть дифракционные пики-провалы на АЧХ в более высокочастотную область и тем самым снизить их влияние заставляет использовать максимально узкие передние панели. Сложные внешние конфигурации многих современных АС обусловлены не только эстетическими соображениями, но и стремлением уменьшить дифракционные эффекты. Чтобы снизить излучение звука от стенок АС, обычно стараются увеличить их жесткость и массу.

В современных АС корпус представляет собой довольно сложную и дорогостоящую конструкцию (рис. 16). В качестве критерия эффективности принятых мер по звукоизоляции корпуса принято считать разницу между уровнем звукового давления, излучаемого стенками корпуса и уровнем звукового давления от акустической системы в целом, она должна составлять не менее 20 дБ.


Рис. 16. Разрез АС

Кроме объективных измерений, при проектировании проводится прослушивание АС в корпусах различной конструкции.

Фильтрующе-корректирующие цепи

Обеспечить качественное воспроизведение звука с помощью однополосной АС практически невозможно или сложно, поэтому они применяются только в бюджетных решениях, например, в дешевых колонках для компьютеров. Высококачественные АС за редкими исключениями являются многополосными. Для того, чтобы подать на каждую ГГ сигналы своего частотного поддиапазона, используют электрические разделительные фильтры («кроссоверы»).

В большинстве АС для домашнего применения используются т.н. пассивные фильтры, которые включают между усилителем и громкоговорителем (рис. 17).


Рис. 17. Пассивные фильтры («пассивные кроссоверы») в АС

Пассивные фильтры обычно размещаются внутри АС, увеличивая их массу и габариты. Пассивные фильтры в АС бывают первого, второго, третьего и четвертого порядка. Крутизна спада фильтров первого порядка – 6 дБ/октаву, второго – 12 дБ/октаву, третьего – 18 дБ/октаву и четвертого – 24 дБ/октаву.

Простейшие фильтры – это фильтры первого порядка, они занимают мало места и недороги, но имеют недостаточную крутизну спада полос пропускания. Положительная черта этих фильтров – отсутствие фазового сдвига между твиттером (ВЧ-головкой) и другим динамиком.

Фильтры второго порядка (или фильтры Баттерворта, по имени создателя математической модели этих фильтров) обладают более высокой чувствительностью, но дают фазовый сдвиг в 180 градусов, что означает несинхронный ход мембран ВЧ-головки и другого динамика. Для устранения этой проблемы необходимо поменять полярность подключения проводов на твиттере.

Фильтры третьего порядка имеют хорошие фазовые характеристики при любой полярности подключения. На рис. 18 показана АЧХ фильтра третьего порядка, а на рис. 19 – его электрическая схема.


Рис. 18. АЧХ фильтра третьего порядка


Рис. 19. Электрическая схема фильтра третьего порядка


Рис. 20. АЧХ трехполосного фильтра

В трехполосных АС АЧХ фильтра выглядит так, как показано на рис. 20.

Фильтры Баттерворта четвертого порядка имеют высокую крутизну спада полосы пропускания, что резко уменьшает взаимовлияние динамиков в области разделения частот. Сдвиг по фазе составляет 360 градусов, то есть на практике он отсутствует. Однако проблема состоит в том, что у таких фильтров величина фазового сдвига непостоянна, что может вызвать неустойчивую работу АС. Оптимизировать схему фильтра четвертого порядка применительно к АС удалось Линквицу и Рили. Их фильтр состоит из двух последовательно соединенных фильтров Баттерворта второго порядка для ВЧ ГГ и для НЧ ГГ. Такой фильтр не имеет фазовых сдвигов и позволяет проводить временную коррекцию для динамиков, не излучающих звук в одной плоскости. Эти фильтры обеспечивают самые лучшие акустические характеристики.

В «активных» АС со встроенными многополосными усилителями применяются активные фильтры, включенные до усилителя и также называемые кроссоверами (рис. 21).


Рис. 21. Использование кроссоверов

По сравнению с пассивными, активные фильтры имеют ряд преимуществ: меньшие габариты, лучшую перестраиваемость частот раздела, большую стабильность характеристик и т.д. Однако пассивные фильтры обеспечивают больший динамический диапазон, меньший уровень шумов и нелинейных искажений. К числу их недостатков можно отнести температурную нестабильность, что приводит к изменению формы АЧХ при повышении уровня подводимого сигнала (так называемая «компрессия мощности»), а также необходимость тщательного выбора высокоточных элементов (резисторов, конденсаторов и т.д.), к разбросу параметров которых характеристики фильтров могут быть очень чувствительны. В последние годы ряд зарубежных фирм начали применять в акустических системах цифровые фильтры, обеспечивающие в реальном времени функции фильтрации, коррекции и адаптации к реальным условиям прослушивания.

Кроме фильтров, в современных акустических системах достаточно часто используются электронные устройства для защиты громкоговорителей от тепловых и механических перегрузок. Защита как от длительных, так и от кратковременных (пиковых) перегрузок осуществляется с применением различных вариантов пороговых схем, пороги срабатывания которых должны быть меньше, чем тепловые постоянные головок громкоговорителей (Т = 10...20 мс). Кроме того, во многих бытовых системах используются различные варианты индикации перегрузок.

Основные характеристики АС

Характеристик АС существует довольно много, одни из них имеют большее значение для пользователя, другие меньшее, отечественные и зарубежные характеристики АС и методики их измерения не всегда совпадают. Мы кратко рассмотрим только основные характеристики АС.

Эффективный рабочий (эффективно воспроизводимый) диапазон частот – диапазон, в пределах которого уровень звукового давления, развиваемого АС, не ниже заданного, по отношению к уровню, усредненному в определенной полосе частот. В рекомендациях МЭК 581–7 минимальные требования к этому параметру составляют 50 – 12500 Гц при спаде 8 дБ по отношению к уровню, усредненному в полосе частот 100 – 8000 Гц.

Значение этой характеристики сильно влияет на естественность звучания акустики. Чем ближе рабочий диапазон АС к максимальному диапазону, воспринимаемому органами слуха человека (16 – 20000 Гц), тем лучше, естественнее звучит АС. Эффективный рабочий диапазон зависит от характеристик головок громкоговорителей, от акустического оформления АС и от параметров разделительного фильтра (кроссовера).

На низких частотах решающую роль играет объем корпуса АС. Чем он больше, тем более эффективно воспроизводятся низкие частоты, поэтому, в частности, сабвуферы всегда довольно громоздки. С воспроизведением высоких частот проблем обычно не возникает, поскольку современные твиттеры позволяют воспроизводить даже ультразвук. Нередко диапазон воспроизводимых частот АС превышает верхнюю границу слышимости человека. Считается, что в этом случае более точно передается тембр сложной фонограммы, например, симфонической музыки. Типичные значения: 100 – 18000 Гц для полочной акустики и 60 – 20000 Гц для напольной.

Серьезные производители АС обычно приводят график звукового давления, развиваемого АС в зависимости от частоты (график амплитудно-частотной характеристики (АЧХ), по которому можно определить эффективный рабочий диапазон частот АС и неравномерность АЧХ.

Степень неравномерности АЧХ характеризуется отношением максимального значения звукового давления к минимальному, или по другой методике, отношением максимального (минимального) значения к среднему, в заданном диапазоне частот, выраженное в децибелах. В рекомендациях МЭК 581-7, определяющих минимальные требования к аппаратуре Hi-Fi, указывается, что неравномерность АЧХ не должна превышать ±4 дБ в диапазоне 100 – 8000 Гц.

Характеристика направленности позволяет оценить пространственное распределение излучаемых акустической системой звуковых колебаний, и оптимально расположить акустические системы в различных помещениях. Об этом параметре позволяет судить диаграмма направленности АС, представляющая собой зависимость уровня звукового давления от угла поворота АС относительно его рабочей оси в полярных координатах, измеренная на одной или нескольких фиксированных частотах. Иногда спад амплитудно частотной характеристики при повороте АС на некоторый фиксированный угол, отображается на основном графике, в виде дополнительных ответвлений АЧХ.

Характеристическая чувствительность – это отношение среднего звукового давления, развиваемого АС в заданном диапазоне частот (обычно 100 – 8000 Гц) на рабочей оси, приведенное к расстоянию 1 м и подводимой электрической мощности 1 Вт. В большинстве моделей АС категории Hi-Fi уровень характеристической чувствительности составляет 86-90 дБ (в технической литературе вместо дБ часто указывается дБ/м/Вт). Существуют высококачественные широкополосные АС с чувствительностью 93 – 95 дБ/м/Вт и более.

Характеристическая чувствительность определяет, какой динамический диапазон способна обеспечить АС. Широкий динамический диапазон позволяет с большой достоверностью воспроизводить сложные музыкальные произведения, особенно джазовую, симфоническую, камерную музыку.

Коэффициент нелинейных искажений характеризует появление в процессе преобразования отсутствовавших в исходном сигнале спектральных составляющих, искажающих его структуру, то есть, в конечном счете, точность воспроизведения. Это очень важный параметр, поскольку вклад АС в общий коэффициент нелинейных искажений всего звукового тракта, как правило, является максимальным. Например, коэффициент нелинейных искажений современного усилителя составляет сотые доли процента, в то время как типичное значение этого параметра для АС – единицы процентов. При увеличении мощности сигнала коэффициент нелинейных искажений возрастает.

Электрическая (акустическая) мощность – определяет уровень звукового давления и динамический диапазон (с учетом характеристической чувствительности), который потенциально может обеспечить АС в определенном помещении.

Используется несколько определяемых разными стандартами видов мощностей:

Характеристическая мощность , при которой АС обеспечивает заданный уровень среднего звукового давления. В рекомендациях МЭК значение этого уровня установлено 94 дБ на расстоянии 1 метр.

Максимальная (предельная) шумовая или паспортная мощность, при которой АС может длительное время работать без механических и тепловых повреждений при испытаниях специальным шумовым сигналом, близким по спектру реальным музыкальным программам (розовый шум). По методике измерений она совпадает с паспортной мощностью, определяемой в отечественных стандартах.

Максимальная (предельная) синусоидальная мощность – мощность непрерывного синусоидального сигнала в заданном диапазоне частот, при которой АС может длительно работать без механических и тепловых повреждений.

Максимальная (предельная) долговременная мощность, которую акустика выдерживает без механических и тепловых повреждений в течение одной минуты, при таком же испытательном сигнале, как и для паспортной мощности. Испытания повторяются 10 раз с интервалом в 1 минуту.

Максимальная (предельная) кратковременная мощность, которую выдерживает АС при испытании шумовым сигналом с таким же распределением, как и для паспортной мощности, в течение 1 секунды. Испытания повторяются 60 раз с интервалом в 1 минуту.

Пиковая (максимальная) музыкальная мощность – излюбленный параметр для характеристики АС непонятного происхождения. Методика измерения, определяемая немецким стандартом DIN 45500, следующая: на АС подается сигнал частотой ниже 250 Гц и длительностью менее 2 секунд. Акустика считается прошедшей испытания, если при этом нет заметных на слух искажений. Понятно, что «под заметными на слух искажениями» можно понимать что угодно. В результате на корпусах АС от никому не известных производителей появляются наклейки типа «P.M.P.O. … (или Musical Power…)…100!, …200! и даже… …1000 Wt!». Понятно, что о хоть сколько-нибудь качественном звуке, создаваемом такими АС, говорить не приходится.

При выборе АС для УНЧ желательно, чтобы реальная максимальная мощность АС превышала мощность усилителя приблизительно на 30 и более процентов. В этом случае вы будете застрахованы от выхода из строя акустики из-за подачи на нее сигнала недопустимо большого уровня. Конечно, хорошие АС имеют схемы защиты от перегрузки, но лучше не рисковать.

Какая мощность усилителя достаточна для качественного воспроизведения звука? Во многом это определяется параметрами помещения, характеристиками акустических систем, потребностями самого слушателя. При выборе усилителя для озвучивания небольшой жилой комнаты можно считать, что мощность усилителя должна быть не менее 20 Вт.

Наиболее распространенные значения электрического (входного) сопротивления (импеданса) : 4, 8 или 16 Ом. Этот параметр важен при выборе усилителя, с которым будет работать АС. Следует использовать АС с сопротивлением, соответствующим указанному в паспорте усилителя. Такое решение будет обеспечивать идеальное согласование характеристик акустики и усилителя, то есть наилучшее качество звука.

Измерения характеристик АС в условиях, отличающихся от условий специально оборудованных акустических лабораторий заводов-изготовителей – дело чрезвычайно сложное, дорогостоящее и, главное, дающее очень приблизительные результаты. Высококачественные звуковые анализаторы и измерительные микрофоны с предусилителями, удовлетворяющие всем международным требованиям проведения измерений, чрезвычайно дороги и далеко не всякая российская фирма может себе позволить их приобретение. Правда, современные методики измерения в большинстве случаев позволят обойтись без акустически заглушенной камеры.

Аудио кабели

Аудио кабели – это, на первый взгляд, наименее важный компонент аудио подсистемы инсталляции или домашнего кинотеатра, поэтому их часто приобретают, что называется «на сдачу». И совершают серьезную ошибку.

Понятно, что любой кабель влияет на проходящий по нему сигнал. Вопрос состоит в том, как именно кабель влияет на сигнал и насколько сильно это влияние.

Выбор аудио кабелей определяется параметрами качества аудио сигнала с одной стороны и конструктивно-финансовыми соображениями с другой. Действительно, при выполнении некоторых инсталляций приходится прокладывать сотни метров аудио кабелей. Можно подсчитать, во сколько обойдутся, например, серебряные микрофонные кабели общей массой 100 кг…

Проводниками в любом электрическом кабеле или проводе являются металлы. В аудио кабелях используют в основном медь и серебро. В 1984 году фирма Hitachi выпустила межблочный кабель SAX-102, который сразу обратил на себя внимание профессионалов. Он был изготовлен из так называемой бескислородной меди OFC (Oxygen Free Copper). Теперь такую медь применяют почти все специализированные «кабельные» фирмы. Чем хороша бескислородная медь? Металл проводника можно рассматривать как последовательное соединение гранул металла. Внутри каждой гранулы кристаллическая структура сохраняет идеальность, но границы раздела между гранулами нарушают кристаллическую решетку. Как правило, причинами появления границ раздела является пленки окислов, соединений кислорода с металлами. За счет того, что OFC отливается и вытягивается определенным образом, длина идеальных гранул увеличивается. Обычная медь высокой степени чистоты содержит около 5000 гранул на метр кабеля. Улучшение технологии OFC привело к появлению более качественной бескислородной высокопроводящей меди OFHC (Oxygen Free High Conductivity), количество гранул на метр в которой составило 1000. Существуют и другие разновидности технологии получения проводов из бескислородной меди.

Похожие технологии применяют и к серебряным проводникам. Результат – появление длинногранулированного серебра с высокой степенью очистки, например, FPS (функционально превосходное серебро) от AudioQuest или PSS (Perfect Surface Silver – серебро с идеальной поверхностью). Это очень дорогие провода. Серебро часто используется как плакирующее покрытие медного провода, причем чтобы исключить потенциальное влияние неоднородностей на передачу сигнала, поверхность полируется до зеркального блеска.

В качестве изоляторов аудио проводов и кабелей в бытовой технике используются в основном полиэтилен, полихлорвинил и фторопласт (известный как тефлон). Для внешних покрытий кабелей используют искусственные каучуки, силиконовые резины, полипропилены и пр. Чаще всего используют полиэтилен, лучшими диэлектрическими характеристиками обладает фторопласт, но он относительно дорог, что сдерживает его применение. Иногда в качестве изолятора используют вспененный полиэтилен или фторопласт.

Поскольку аудио кабели соединяют усилитель с колонками и работают с довольно большими токами, разработчики в первую очередь обращают внимание на активное сопротивление проводника: чем оно меньше, тем лучше. Во-первых, потому что омическое сопротивление кабеля соединяется последовательно с выходным сопротивлением УНЧ и входным сопротивлением АС, и относительно высокоомный соединительный провод может резко ухудшить качество работы УНЧ и АС, а, во-вторых, по закону Джоуля-Ленца термический разогрев провода пропорционален второй степени протекающего через него тока. Уменьшения омического сопротивления проводящих линий добиваются увеличением их сечения. Поэтому аудио кабели довольно толстые. Акустические провода являются относительно низкочастотными (рабочий диапазон укладывается в 4-5 порядков: от единиц герц до сотни килогерц). И все же большинство разработчиков, добившись минимальной величины удельного сопротивления (0,001–0,05 Ом/м), стараются уменьшать индуктивность провода (типичная величина удельной индуктивности – 0,2–0,5 мкГн/м). Практически все провода, за исключением плоских ленточных, выполняются в виде жгутов, собранных из отдельных тонких жил. Самые простые представляют собой пару изолированных проводников («лапша»); такая конструкция встречается чаще всего ввиду ее наименьшей стоимости. Скрученные жилы постоянно меняют свое положение: одни уходят с поверхности внутрь, другие, наоборот, от центра выходят к поверхности. Поскольку распределение плотности тока по сечению проводника не меняется, чтобы оставаться вблизи поверхности кабеля, ток переходит через поверхность раздела от одной жилы к другой. Бывает, что контакт между отдельными жилами не всегда хорош (на поверхности каждой жилы есть слой окислов, плохо проводящих ток), и многочисленные переходы через барьеры сопротивления теоретически могут оказать влияние на передаваемый сигнал. Если разделать старый сетевой провод в резиновой изоляции, обращает на себя внимание темная пленка окислов. Такой провод без зачистки не паяется, омметр показывает довольно большое сопротивление…

Для уменьшения влияния скин-эффекта каждую тонкую жилу порой снабжают собственной изоляцией, однако такие кабели нетехнологичны, поскольку трудно автоматизировать процесс разделки жил такого кабеля.

Акустические кабели характеризуются большим разнообразием конструкций, отличающихся не только внутренним строением, но и внешними признаками: круглые в сечении, плоские, как тонкие ленты, одиночные, сдвоенные, счетверенные и т.д. Несмотря на высокую стоимость, плоские провода очень популярны в инсталляциях домашнего кинотеатра, поскольку они легко прячутся под обои, ковры и т.п. Пользуются спросом попарно сдвоенные провода, которые удобны для подключения акустики по схемам Bi-Wiring и Bi-Amping.

Разновидностью АС являются АС домашних кинотеатров, к которым предъявляются специфические требования. О них будет рассказано в отдельной брошюре.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта